Что я знаю о мире профессий

Печать
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Профориентационное занятие

«Что я знаю о мире профессий»

Занятие «Что я знаю о мире профессий», рассчитанное на учащихся 7-9-х классов, может провести классный руководитель, психолог или социальный педагог об­разовательного учреждения.

Содержание занятия

Вступительное слово ведущего: По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию - значит не только вы­брать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом тру­довой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете слово «профессия»? (Профессия - род трудовой деятель­ности человека, являющийся обычно источником существования, пред­мет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.)
  • Чем профессия отличается от специальности? (Специальность - комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятель­ности в рамках той или иной профессии. Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специ­альности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.)
    • Чем профессия отличается от должности? (Должность - это конкретный трудовой пост в организации. Есть должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право быть только тот, чья профессия - врач-терапевт. Но некоторые должности могут занимать и представи­тели различных профессий.)
    • Что такое квалификация? (Это степень общей и специальной профессио­нальной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ.)

Ведущий: Российский Единый тарифно-квалификационный справочник включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них в ре­альности весьма редкие. По мере технического прогресса и изменения обще­ственного устройства появляется и множество новых профессий.

Хорошо ли вы знакомы с названиями различных профессий? Чтобы это вы­яснить, предлагаю провести веселую игру.

 

Игра «Узнай профессию»

 

Ведущий называет профессии, а учащиеся должны рассказать, в чем их суть. Можно разделить класс на группы или устроить индивидуальный зачет. Побежда­ет тот ученик или та команда, которая наиболее полно и верно охарактеризует большее число профессий.

Аудитор - лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, до­кументов и отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учета.

Инкассатор - должностное лицо, в обязанности которого входит инкассация. Инкассация - сбор и перевозка наличных денежных средств между организаци­ями и их подразделениями. Кроме наличных денежных средств инкассаторы пере­возят и другие материальные ценности: особо важные документы, драгметаллы, банковские карты и пр.

Сомнолог - специалист, занимающийся сомнологией - разделом медицины и нейробиологии, посвященным исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.

Ихтиолог - ученый, специалист по ихтиологии, изучающий строение, эволю­ционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыбо­ловства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности. Важной функцией ихтиоло­гов является обеспечение прохода рыбы через рыбопропускные сооружения в составе гидроузлов. Кроме того, ихтиологами разрабатываются технологические процессы переработки рыбных продуктов и осуществляется их ветеринарно-санитарная оценка.

Маркшейдер - горный инженер или техник, специалист по пространственно- геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах.

Шорник - ремесленник по изготовлению шор, т. е. боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения их поля зрения. В более широ­ком смысле шорник - это специалист по конской упряжке. Профессия шорника, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих».

Лоцман - моряк или речник, по квалификации - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и прово­дящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере), иногда на вертолете к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопас­ному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомен­дательный характер.

Тальман - лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него. Обычно к услугам тальмана прибегают при приеме и сдаче грузов, перево­зимых по счету грузовых мест. В крупных зарубежных портах существуют органи­зации присяжных счетчиков. На основе документов по учету грузов (тальманской расписки) происходит разбор претензий и исков, касающихся недостачи груза.

Таксидермист - человек, занимающийся изготовлением чучел животных из их шкур. Шкура натягивается на некую основу, а в полость набивается наполнитель. В основном таксидермия применяется для изготовления музейных экспонатов, а также для сохранения охотничьих трофеев.

Доула (дула) - помощница при родах, оказывающая эмоциональную и пси­хологическую поддержку. При наличии доверенности доула может выступать законным представителем роженицы и принимать решения о допустимости того или иного медицинского вмешательства. В отличие от акушера доула не исполь­зует медикаментозные методы, в ее арсенал входят: обезболивающий массаж, дыхательные и звуковые упражнения, ароматерапия, рефлексотерапия.

Квасник - историческое название профессии людей, занимающихся приго­товлением и продажей кваса.

Мелиоратор - специалист, занимающийся улучшением гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности ис­пользования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

Кинолог - человек, изучающий собак, историю их происхождения, занимаю­щийся выведением пород собак, их дрессировкой.

Ведущий: Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятель­ностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессио­нальным. Трудовая деятельность человека считается профессиональной, если выполняются по крайней мере два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за ко­торый другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

 

Вопросы для обсуждения:

  • Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

(Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты

своего труда. В отличие от профессионала дилетант - это человек, характе­ризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нароч­но или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятель­ности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает не­которым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хоб­би. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиен­тов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он за­рабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.)

  • Как связаны между собой профессия и увлечение?

(Увлечение может стать профессией. Равно как профессия может быть для нас увлекательной. Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. Если вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, если танцуете или занимаетесь историей города, то вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного до­хода или даже толчком к смене профессии.

Конечно, идеален вариант, когда профессия человека является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удов­летворения других потребностей.

 

Ведущий: Каковы ваши знания о мире профессий? Ответьте на вопросы теста и проверьте степень вашей информированности.

 

 

Тест  «Что я знаю о мире профессий»

Прочитайте утверждения и определите уровень собственной информирован­ности, пользуясь шкалой:

  • знаю - 2 балла;
  • знаю частично - 1 балл;
  • не знаю - 0 баллов.
  1. Я знаю, что такое профессия.
  2. Я знаю, что такое специальность.
  3. Я знаю, что такое квалификация.
  4. Я знаю, что такое должность.
  5. Я знаю, что такое карьера.
  6. Я знаю, что такое предмет труда.
  7. Я знаю, что такое средства труда.
  8. Я знаю, что такое условия труда.
  9. Я знаю, в каких условиях хочу работать.
  10. Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе.
  11. В деле выбора профессии и реализации себя в ней важно быть самосто­ятельным.
  12. Знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует отсутствия разочарований.
  13. Чтобы иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной профессиональ­ной области (практические и теоретические), нужно приложить много усилий. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет сделать выбор.
  14. Я знаю, что может помешать мне в выборе профессии.
  15. Я знаю, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку.
  16. Я могу определить, какие требования та или иная профессия предъявля­ет к человеку.
  17. Я заранее планирую уровень образования, который хочу получить.
  18. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведе­ниях и местах работы.
  19. Я знаю основные отрасли труда. Я знаю, какие отрасли наиболее развиты в моем регионе.
  20. Я знаю, какие профессии сейчас востребованы в обществе.
  21. Я знаю, какие профессии востребованы сейчас в моем регионе.
  22. Я знаю, какие профессии будут востребованы через 10 лет.
    1. Я знаю о перспективах, которые открывает та или иная профессия.
    2. Я учитываю требования, которые профессия предъявляет к человеку, при выборе собственного профессионального пути.
    3. Я могу определить значимость определенной профессии для общества.
    4. Я знаю, что такое профессиональная мобильность.
    5. Совершенствовать себя в профессии нужно всю жизнь.
    6. Я знаю, как построить успешную карьеру.
    7. Я уверен, что знания и опыт помогают добиться больших успехов в про­фессии.
    8. Для меня важно, чтобы меня уважали как профессионала.
    9. Я знаю, что удовлетворенность профессией определяет ощущение себя счастливым человеком.

Анализ результатов

  • 45-66 баллов - высокий уровень информированности о мире профессий;
  • 23-44 балла - средний уровень;
  • 0-22 балла - низкий уровень.

Ведущий: Тем учащимся, уровень информированности которых оказался низким, стоит расширить свои знания о мире профессий. При этом можно поль­зоваться информацией из книг, учебных дисков, видеофильмов, различных СМИ, Интернета.

Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо доста­точно хорошо узнать о ней. Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все харак­теристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологиче­ские. Их описание представлено в памятке.

Памятка «Характеристика профессии»

Категория характе­ристики

Признаки категории

Техноло­гическая

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятель­ность специалиста (это могут быть другие люди, техника, информация, искусство I или природа)?

В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда? Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту? Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъез­жать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально? Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Какими бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономическая

В каких отраслях используется данная профессия (промышленности, строитель­стве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка)?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профес­сии?

Педагогическая

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельно­сти?

 

Медицинская

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии? Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми

Психологическая

Содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к раз­личным психологическим особенностям человека:

  • к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  • двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  • умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, понима­нию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  • чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т. д.

 

 

Ведущий: Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на ко­торые вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наи­более существенными, и количество этих признаков было бы достаточно полным и исчерпывающим. Пользуясь таблицей, вы сможете проанализировать выбранную вами профессию и понять, насколько она вам подходит.

Приведенный ниже алгоритм также поможет вам при выборе направления будущей профессиональной деятельности.

Основные шаги выбора профессии

1.  Составьте список профессий, которые вам нравятся, вам подходят.

2.  Составьте список своих требований к профессиональному будущему.

3.  Определите важность каждого требования.

4.  Оцените соответствие требований профессий вашим качествам.

5.  Проанализируйте, какая профессия больше других подходит именно вам.

6.  Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами.

7.  Определите практические шаги к успеху.

Заключительное слово ведущего: Работа занимает большую и важную часть жизни человека. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. К профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начать думать о перспективах будущей работы еще в школе.


 

Источник: Калинина А.В. Профориентационное занятие "Что я знаю о мире профессий". 7-9 класс // Справочник классного руководителя. - 2013. - № 8. - С. 26.