24 Февраля 2014 Просмотров: 458
Профориентационное занятие
«Что я знаю о мире профессий»
Занятие «Что я знаю о мире профессий», рассчитанное на учащихся 7-9-х классов, может провести классный руководитель, психолог или социальный педагог образовательного учреждения.
Содержание занятия
Вступительное слово ведущего: По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию - значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Ведущий: Российский Единый тарифно-квалификационный справочник включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них в реальности весьма редкие. По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.
Хорошо ли вы знакомы с названиями различных профессий? Чтобы это выяснить, предлагаю провести веселую игру.
Игра «Узнай профессию»
Ведущий называет профессии, а учащиеся должны рассказать, в чем их суть. Можно разделить класс на группы или устроить индивидуальный зачет. Побеждает тот ученик или та команда, которая наиболее полно и верно охарактеризует большее число профессий.
Аудитор - лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учета.
Инкассатор - должностное лицо, в обязанности которого входит инкассация. Инкассация - сбор и перевозка наличных денежных средств между организациями и их подразделениями. Кроме наличных денежных средств инкассаторы перевозят и другие материальные ценности: особо важные документы, драгметаллы, банковские карты и пр.
Сомнолог - специалист, занимающийся сомнологией - разделом медицины и нейробиологии, посвященным исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.
Ихтиолог - ученый, специалист по ихтиологии, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности. Важной функцией ихтиологов является обеспечение прохода рыбы через рыбопропускные сооружения в составе гидроузлов. Кроме того, ихтиологами разрабатываются технологические процессы переработки рыбных продуктов и осуществляется их ветеринарно-санитарная оценка.
Маркшейдер - горный инженер или техник, специалист по пространственно- геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах.
Шорник - ремесленник по изготовлению шор, т. е. боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения их поля зрения. В более широком смысле шорник - это специалист по конской упряжке. Профессия шорника, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих».
Лоцман - моряк или речник, по квалификации - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере), иногда на вертолете к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.
Тальман - лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него. Обычно к услугам тальмана прибегают при приеме и сдаче грузов, перевозимых по счету грузовых мест. В крупных зарубежных портах существуют организации присяжных счетчиков. На основе документов по учету грузов (тальманской расписки) происходит разбор претензий и исков, касающихся недостачи груза.
Таксидермист - человек, занимающийся изготовлением чучел животных из их шкур. Шкура натягивается на некую основу, а в полость набивается наполнитель. В основном таксидермия применяется для изготовления музейных экспонатов, а также для сохранения охотничьих трофеев.
Доула (дула) - помощница при родах, оказывающая эмоциональную и психологическую поддержку. При наличии доверенности доула может выступать законным представителем роженицы и принимать решения о допустимости того или иного медицинского вмешательства. В отличие от акушера доула не использует медикаментозные методы, в ее арсенал входят: обезболивающий массаж, дыхательные и звуковые упражнения, ароматерапия, рефлексотерапия.
Квасник - историческое название профессии людей, занимающихся приготовлением и продажей кваса.
Мелиоратор - специалист, занимающийся улучшением гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
Кинолог - человек, изучающий собак, историю их происхождения, занимающийся выведением пород собак, их дрессировкой.
Ведущий: Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека считается профессиональной, если выполняются по крайней мере два условия.
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Вопросы для обсуждения:
(Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты
своего труда. В отличие от профессионала дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.
Любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.
Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.)
(Увлечение может стать профессией. Равно как профессия может быть для нас увлекательной. Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. Если вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, если танцуете или занимаетесь историей города, то вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже толчком к смене профессии.
Конечно, идеален вариант, когда профессия человека является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Ведущий: Каковы ваши знания о мире профессий? Ответьте на вопросы теста и проверьте степень вашей информированности.
Тест «Что я знаю о мире профессий»
Прочитайте утверждения и определите уровень собственной информированности, пользуясь шкалой:
Анализ результатов
Ведущий: Тем учащимся, уровень информированности которых оказался низким, стоит расширить свои знания о мире профессий. При этом можно пользоваться информацией из книг, учебных дисков, видеофильмов, различных СМИ, Интернета.
Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать о ней. Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические. Их описание представлено в памятке.
Памятка «Характеристика профессии»
Категория характеристики |
Признаки категории |
Технологическая |
Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста (это могут быть другие люди, техника, информация, искусство I или природа)? В чем заключаются цели труда? Может быть, это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой? С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда? Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту? Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально? Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями? Какими бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться? |
Экономическая |
В каких отраслях используется данная профессия (промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка)? Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу? В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии? |
Педагогическая |
Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования? Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
|
Медицинская |
Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии? Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми |
Психологическая |
Содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
|
Ведущий: Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было бы достаточно полным и исчерпывающим. Пользуясь таблицей, вы сможете проанализировать выбранную вами профессию и понять, насколько она вам подходит.
Приведенный ниже алгоритм также поможет вам при выборе направления будущей профессиональной деятельности.
Основные шаги выбора профессии
1. Составьте список профессий, которые вам нравятся, вам подходят.
2. Составьте список своих требований к профессиональному будущему.
3. Определите важность каждого требования.
4. Оцените соответствие требований профессий вашим качествам.
5. Проанализируйте, какая профессия больше других подходит именно вам.
6. Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами.
7. Определите практические шаги к успеху.
Заключительное слово ведущего: Работа занимает большую и важную часть жизни человека. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. К профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начать думать о перспективах будущей работы еще в школе.
Источник: Калинина А.В. Профориентационное занятие "Что я знаю о мире профессий". 7-9 класс // Справочник классного руководителя. - 2013. - № 8. - С. 26.