(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Резолюция
интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как  ресурс развития современного образования»
(Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, с 5 по 15 апреля 2014 года)
Интернет-конференция «Профессиональный стандарт педагога» как  ресурс развития современного образования»» проводилась в г. Ханты-Мансийске с 5 по 15 апреля 2014 года  на Интернет-ресурсе АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (далее Институт) по адресу: http://сirthmao.ru на основе научных статей, тезисов, докладов и предложений, представленных участниками и размещенных на форуме конференции путем проведения их дискуссионного обсуждения.
В интерне-конференции приняли участие 152 педагога  из 15 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Экспертами  отобраны и размещены на форуме  109 статей. В ходе конференции были обсуждены основные положения «Профессионального стандарта педагога» в четырёх секциях:
Организация и содержание обучающей деятельности педагога;
Организация и содержание  развивающей деятельности педагога;
Организация и содержание  воспитательной  деятельности педагога;
Механизм реализации  «Профессионального стандарта педагога» в УО.
Участниками конференции было отмечено, что  впервые в российском образовании был разработан и утверждён новый по своему формату документ:  «Профессиональный  стандарт  педагога» (далее ПСП). ПСП призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу,  аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Работа над стандартом шла почти два года,  вступает в силу он с 1 января 2015 года  в режиме «пилотно-экспериментального применения».
Участники конференции отметили, что  готовность к переменам, мобильность, способность к  нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в  принятии решений  – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Итак, что должен педагог, прежде всего, для участия в процессе обучения? Во-первых, иметь высшее образование. Не имеющие такового, должны пройти переподготовку. Во-вторых, “демонстрировать знание предмета и программы обучения”. В-третьих,  “уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока)”. В области воспитания педагогам необходимо  владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и  экспедиций, методами музейной педагогики. И далее  еще 15 разнообразных задач.
В области развития первые три требования - готовность принять разных детей, вне зависимости от их  реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния  психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные  проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Таким образом, ещё раз было подчёркнуто, что основным  ресурсом для развития инновационной  экономики  становится и высококвалифицированный  человеческий капитал, в данном случае педагог. Это требует от  системы общего образования достижения  нового качества, понимаемого как соответствие  требованиям  новой системы  общественных отношений  и ценностей, требованиям новой экономики России.
Поэтому цель образования на современном этапе – формирование образовательного пространства  для становления «человеческого капитала» в условиях динамично развивающейся рыночной экономики  и высокой конкурентоспособности как основы для устойчивого социально-экономического  и духовного развития  страны в целом. Для достижения этой цели, на наш взгляд,   необходимо  учитывать следующее:
Повышение профессионализма педагогов возможно через развитие и укрепление системных профессиональных внутренних и внешних связей;
Право педагогов на творчество, собственный педагогический почерк, свободу выбора педагогических технологий, программ, учебников, учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся сопровождается усилением ответственности за результаты деятельности;
Развитие личности ученика зависит от совокупности различных факторов. Педагог осознанно и неосознанно воздействует на это развитие. Воздействие это напрямую зависит от ценностных ориентиров самого педагога, от уклада жизни и психологического климата в учебном заведении;
Интеграция дополнительного образования в сферу «открытого» образования способствует становлению жизненной и профессиональной стратегии личности.
Участники интернет-конференция отмечают важность обсуждаемых вопросов относительно стратегии дальнейшего развития системы образования ХМАО-Югры, предлагают меры по повышению её эффективности.
По итогам интернет-конференции определены следующие ключевые направления деятельности системы общего образования, которые требуют дополнений,  изменений, корректив:
- введение профессионального стандарта педагога предоставляется регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность;
- региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои  внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности;
- ПСП, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят проводить стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию;
- очевидно, что повсеместное введение ПСП не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества, в связи с чем необходимо разработать рекомендации по процедуре внедрения ПСП в образовательные организации, дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели. Такой алгоритм позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа.
- параллельно необходимо приступить к разработке механизмов оценки соответствия педагогов новым требованиям ПСП. Сложность заключается в получении достоверных данных о результатах выполнения поставленных задач. Механизм оценки нужно вернуть школе, поставив ее перед необходимостью проводить внутренний аудит.
Обсудив основные направления, проблемы и механизмы обновления системы образования ХМАО-Югры в соответствии с ПСП,  участники интернет-конференции пришли к следующему:
1. ПСП, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
2. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового ПСП должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации в том числе и на территории автономного округа.
3. Расширяя границы свободы педагога, ПСП одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки, которые необходимо обсудить всей педагогической общественностью автономного округа.
4. С учетом различного уровня квалификации педагогов предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения ПСП. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также  необходимо разработать и внедрить дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели.
Конференция рекомендует:
1. Оргкомитету интернет-конференции в срок до 1 августа 2014 года обобщить материалы интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как  ресурс развития современного образования»»  и довести указанные материалы до сведения участников конференции.
2. Считать целесообразным дальнейшее проведение ежегодных интернет-конференций по инновационным проблемам  не реже одного раза в год с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем.
3. Материалы (электронная версия сборника) и сертификаты участников интернет-конференции разместить  на официальном сайте Института  http://cirthmao.ru. в разделе «Конференции».
4. Резолюция рассмотрена  на оргкомитете  конференции (протокол №2 от 29.05.2014г.) учтены все предложения участников конференции.

Интернет-конференция «Профессиональный стандарт педагога» как  ресурс развития современного образования»» проводилась в г. Ханты-Мансийске с 5 по 15 апреля 2014 года  на Интернет-ресурсе АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (далее Институт) по адресу: http://сirthmao.ru на основе научных статей, тезисов, докладов и предложений, представленных участниками и размещенных на форуме конференции путем проведения их дискуссионного обсуждения.

В интернет-конференции приняли участие 152 педагога  из 15 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Экспертами  отобраны и размещены на форуме  109 статей. В ходе конференции были обсуждены основные положения «Профессионального стандарта педагога» в четырёх секциях: 

Участниками конференции было отмечено, что  впервые в российском образовании был разработан и утверждён новый по своему формату документ:  «Профессиональный  стандарт  педагога» (далее ПСП). ПСП призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу,  аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. 

Работа над стандартом шла почти два года,  вступает в силу он с 1 января 2015 года  в режиме «пилотно-экспериментального применения».  

Участники конференции отметили, что  готовность к переменам, мобильность, способность к  нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в  принятии решений  – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Итак, что должен педагог, прежде всего, для участия в процессе обучения? Во-первых, иметь высшее образование. Не имеющие такового, должны пройти переподготовку. Во-вторых, “демонстрировать знание предмета и программы обучения”. В-третьих,  “уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока)”. В области воспитания педагогам необходимо  владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и  экспедиций, методами музейной педагогики. И далее  еще 15 разнообразных задач.

В области развития первые три требования - готовность принять разных детей, вне зависимости от их  реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния  психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные  проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Таким образом, ещё раз было подчёркнуто, что основным  ресурсом для развития инновационной  экономики  становится и высококвалифицированный  человеческий капитал, в данном случае педагог. Это требует от  системы общего образования достижения  нового качества, понимаемого как соответствие  требованиям  новой системы  общественных отношений  и ценностей, требованиям новой экономики России. 

Поэтому цель образования на современном этапе – формирование образовательного пространства  для становления «человеческого капитала» в условиях динамично развивающейся рыночной экономики  и высокой конкурентоспособности как основы для устойчивого социально-экономического  и духовного развития  страны в целом. Для достижения этой цели, на наш взгляд,   необходимо  учитывать следующее:

Участники интернет-конференция отмечают важность обсуждаемых вопросов относительно стратегии дальнейшего развития системы образования ХМАО-Югры, предлагают меры по повышению её эффективности.

По итогам интернет-конференции определены следующие ключевые направления деятельности системы общего образования, которые требуют дополнений,  изменений, корректив:

- введение профессионального стандарта педагога предоставляется регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность;
- региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои  внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности;
- ПСП, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят проводить стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию;
- очевидно, что повсеместное введение ПСП не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества, в связи с чем необходимо разработать рекомендации по процедуре внедрения ПСП в образовательные организации, дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели. Такой алгоритм позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа.
- параллельно необходимо приступить к разработке механизмов оценки соответствия педагогов новым требованиям ПСП. Сложность заключается в получении достоверных данных о результатах выполнения поставленных задач. Механизм оценки нужно вернуть школе, поставив ее перед необходимостью проводить внутренний аудит.
Обсудив основные направления, проблемы и механизмы обновления системы образования ХМАО-Югры в соответствии с ПСП,  участники интернет-конференции пришли к следующему: 
1. ПСП, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
2. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового ПСП должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации в том числе и на территории автономного округа.
3. Расширяя границы свободы педагога, ПСП одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки, которые необходимо обсудить всей педагогической общественностью автономного округа.
4. С учетом различного уровня квалификации педагогов предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения ПСП. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также  необходимо разработать и внедрить дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели.
Конференция рекомендует:
 1. Оргкомитету интернет-конференции в срок до 1 августа 2014 года обобщить материалы интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как  ресурс развития современного образования»»  и довести указанные материалы до сведения участников конференции.
2. Считать целесообразным дальнейшее проведение ежегодных интернет-конференций по инновационным проблемам  не реже одного раза в год с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем.
3. Материалы (электронная версия сборника) и сертификаты участников интернет-конференции разместить  на официальном сайте Института  http://cirthmao.ru. в разделе «Конференции».
4. Резолюция рассмотрена  на оргкомитете  конференции (протокол №2 от 29.05.2014г.) учтены все предложения участников конференции.