514
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
31 Мая 2014
Просмотров: 1585
Резолюция
интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как ресурс развития современного образования»
(Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, с 5 по 15 апреля 2014 года)
Интернет-конференция «Профессиональный стандарт педагога» как ресурс развития современного образования»» проводилась в г. Ханты-Мансийске с 5 по 15 апреля 2014 года на Интернет-ресурсе АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (далее Институт) по адресу: http://сirthmao.ru на основе научных статей, тезисов, докладов и предложений, представленных участниками и размещенных на форуме конференции путем проведения их дискуссионного обсуждения.
В интерне-конференции приняли участие 152 педагога из 15 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Экспертами отобраны и размещены на форуме 109 статей. В ходе конференции были обсуждены основные положения «Профессионального стандарта педагога» в четырёх секциях:
Организация и содержание обучающей деятельности педагога;
Организация и содержание развивающей деятельности педагога;
Организация и содержание воспитательной деятельности педагога;
Механизм реализации «Профессионального стандарта педагога» в УО.
Участниками конференции было отмечено, что впервые в российском образовании был разработан и утверждён новый по своему формату документ: «Профессиональный стандарт педагога» (далее ПСП). ПСП призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу, аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Работа над стандартом шла почти два года, вступает в силу он с 1 января 2015 года в режиме «пилотно-экспериментального применения».
Участники конференции отметили, что готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Итак, что должен педагог, прежде всего, для участия в процессе обучения? Во-первых, иметь высшее образование. Не имеющие такового, должны пройти переподготовку. Во-вторых, “демонстрировать знание предмета и программы обучения”. В-третьих, “уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока)”. В области воспитания педагогам необходимо владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики. И далее еще 15 разнообразных задач.
В области развития первые три требования - готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Таким образом, ещё раз было подчёркнуто, что основным ресурсом для развития инновационной экономики становится и высококвалифицированный человеческий капитал, в данном случае педагог. Это требует от системы общего образования достижения нового качества, понимаемого как соответствие требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики России.
Поэтому цель образования на современном этапе – формирование образовательного пространства для становления «человеческого капитала» в условиях динамично развивающейся рыночной экономики и высокой конкурентоспособности как основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны в целом. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее:
Повышение профессионализма педагогов возможно через развитие и укрепление системных профессиональных внутренних и внешних связей;
Право педагогов на творчество, собственный педагогический почерк, свободу выбора педагогических технологий, программ, учебников, учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся сопровождается усилением ответственности за результаты деятельности;
Развитие личности ученика зависит от совокупности различных факторов. Педагог осознанно и неосознанно воздействует на это развитие. Воздействие это напрямую зависит от ценностных ориентиров самого педагога, от уклада жизни и психологического климата в учебном заведении;
Интеграция дополнительного образования в сферу «открытого» образования способствует становлению жизненной и профессиональной стратегии личности.
Участники интернет-конференция отмечают важность обсуждаемых вопросов относительно стратегии дальнейшего развития системы образования ХМАО-Югры, предлагают меры по повышению её эффективности.
По итогам интернет-конференции определены следующие ключевые направления деятельности системы общего образования, которые требуют дополнений, изменений, корректив:
- введение профессионального стандарта педагога предоставляется регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность;
- региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности;
- ПСП, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят проводить стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию;
- очевидно, что повсеместное введение ПСП не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества, в связи с чем необходимо разработать рекомендации по процедуре внедрения ПСП в образовательные организации, дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели. Такой алгоритм позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа.
- параллельно необходимо приступить к разработке механизмов оценки соответствия педагогов новым требованиям ПСП. Сложность заключается в получении достоверных данных о результатах выполнения поставленных задач. Механизм оценки нужно вернуть школе, поставив ее перед необходимостью проводить внутренний аудит.
Обсудив основные направления, проблемы и механизмы обновления системы образования ХМАО-Югры в соответствии с ПСП, участники интернет-конференции пришли к следующему:
1. ПСП, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
2. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового ПСП должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации в том числе и на территории автономного округа.
3. Расширяя границы свободы педагога, ПСП одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки, которые необходимо обсудить всей педагогической общественностью автономного округа.
4. С учетом различного уровня квалификации педагогов предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения ПСП. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также необходимо разработать и внедрить дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели.
Конференция рекомендует:
1. Оргкомитету интернет-конференции в срок до 1 августа 2014 года обобщить материалы интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как ресурс развития современного образования»» и довести указанные материалы до сведения участников конференции.
2. Считать целесообразным дальнейшее проведение ежегодных интернет-конференций по инновационным проблемам не реже одного раза в год с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем.
3. Материалы (электронная версия сборника) и сертификаты участников интернет-конференции разместить на официальном сайте Института
http://cirthmao.ru. в разделе «Конференции».
4. Резолюция рассмотрена на оргкомитете конференции (протокол №2 от 29.05.2014г.) учтены все предложения участников конференции.
Интернет-конференция «Профессиональный стандарт педагога» как ресурс развития современного образования»» проводилась в г. Ханты-Мансийске с 5 по 15 апреля 2014 года на Интернет-ресурсе АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (далее Институт) по адресу: http://сirthmao.ru на основе научных статей, тезисов, докладов и предложений, представленных участниками и размещенных на форуме конференции путем проведения их дискуссионного обсуждения.
В интернет-конференции приняли участие 152 педагога из 15 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Экспертами отобраны и размещены на форуме 109 статей. В ходе конференции были обсуждены основные положения «Профессионального стандарта педагога» в четырёх секциях:
- Организация и содержание обучающей деятельности педагога;
- Организация и содержание развивающей деятельности педагога;
- Организация и содержание воспитательной деятельности педагога;
- Механизм реализации «Профессионального стандарта педагога» в УО.
Участниками конференции было отмечено, что впервые в российском образовании был разработан и утверждён новый по своему формату документ: «Профессиональный стандарт педагога» (далее ПСП). ПСП призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу, аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Работа над стандартом шла почти два года, вступает в силу он с 1 января 2015 года в режиме «пилотно-экспериментального применения».
Участники конференции отметили, что готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Итак, что должен педагог, прежде всего, для участия в процессе обучения? Во-первых, иметь высшее образование. Не имеющие такового, должны пройти переподготовку. Во-вторых, “демонстрировать знание предмета и программы обучения”. В-третьих, “уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока)”. В области воспитания педагогам необходимо владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики. И далее еще 15 разнообразных задач.
В области развития первые три требования - готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Таким образом, ещё раз было подчёркнуто, что основным ресурсом для развития инновационной экономики становится и высококвалифицированный человеческий капитал, в данном случае педагог. Это требует от системы общего образования достижения нового качества, понимаемого как соответствие требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики России.
Поэтому цель образования на современном этапе – формирование образовательного пространства для становления «человеческого капитала» в условиях динамично развивающейся рыночной экономики и высокой конкурентоспособности как основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны в целом. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее:
- Повышение профессионализма педагогов возможно через развитие и укрепление системных профессиональных внутренних и внешних связей;
- Право педагогов на творчество, собственный педагогический почерк, свободу выбора педагогических технологий, программ, учебников, учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся сопровождается усилением ответственности за результаты деятельности;
- Развитие личности ученика зависит от совокупности различных факторов. Педагог осознанно и неосознанно воздействует на это развитие. Воздействие это напрямую зависит от ценностных ориентиров самого педагога, от уклада жизни и психологического климата в учебном заведении;
- Интеграция дополнительного образования в сферу «открытого» образования способствует становлению жизненной и профессиональной стратегии личности.
Участники интернет-конференция отмечают важность обсуждаемых вопросов относительно стратегии дальнейшего развития системы образования ХМАО-Югры, предлагают меры по повышению её эффективности.
По итогам интернет-конференции определены следующие ключевые направления деятельности системы общего образования, которые требуют дополнений, изменений, корректив:
- введение профессионального стандарта педагога предоставляется регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность;
- региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности;
- ПСП, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят проводить стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию;
- очевидно, что повсеместное введение ПСП не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества, в связи с чем необходимо разработать рекомендации по процедуре внедрения ПСП в образовательные организации, дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели. Такой алгоритм позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа.
- параллельно необходимо приступить к разработке механизмов оценки соответствия педагогов новым требованиям ПСП. Сложность заключается в получении достоверных данных о результатах выполнения поставленных задач. Механизм оценки нужно вернуть школе, поставив ее перед необходимостью проводить внутренний аудит.
Обсудив основные направления, проблемы и механизмы обновления системы образования ХМАО-Югры в соответствии с ПСП, участники интернет-конференции пришли к следующему:
1. ПСП, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
2. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового ПСП должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации в том числе и на территории автономного округа.
3. Расширяя границы свободы педагога, ПСП одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки, которые необходимо обсудить всей педагогической общественностью автономного округа.
4. С учетом различного уровня квалификации педагогов предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения ПСП. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также необходимо разработать и внедрить дорожную карту, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели.
Конференция рекомендует:
1. Оргкомитету интернет-конференции в срок до 1 августа 2014 года обобщить материалы интернет-конференции «Профессиональный стандарт педагога» как ресурс развития современного образования»» и довести указанные материалы до сведения участников конференции.
2. Считать целесообразным дальнейшее проведение ежегодных интернет-конференций по инновационным проблемам не реже одного раза в год с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем.
3. Материалы (электронная версия сборника) и сертификаты участников интернет-конференции разместить на официальном сайте Института http://cirthmao.ru. в разделе «Конференции».
4. Резолюция рассмотрена на оргкомитете конференции (протокол №2 от 29.05.2014г.) учтены все предложения участников конференции.
Добавить комментарий
Комментарии
Also visit my page - blog: http://slonceswieci.blog.onet.pl/
RSS лента комментариев этой записи