Туалетные перегородки из HPL пластика


Игра «Профконсультация»

Печать
(0 голоса, среднее 0 из 5)

 Игра «Профконсультация»

Общим целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является специально организованная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Естественно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределении в подробных игровых процедурах, поскольку главное предназначение данных методики  - в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.

 

Упрощенный вариант игры с микрогруппой в 3-4 человека.

Лучше проводить данную игру после уроков в отдельной комнате. Этот вариант игры может занять по времени около 1,5 – 2-х часов. Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Общий порядок этого варианта  игры примерно следующий.

1. Группе из 3-4 человек предлагается  разыграть ситуацию, где 1-2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно, участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот).  Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора, и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.

Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:

-         игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;

-         кто-либо из игроков (особенно игрок в роли «профконсультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;

-         игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.);

-         игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;

-         одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откровенно пассивную позицию, лишь «наблюдая» за происходящим (заметим, что такое распределение активности – самый плохой показатель эффективности игры);

-         игроки явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на данном этапе - создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки  сами могут обратиться за помощью (как лучше и правильнее организовать консультационную беседу)  и тогда ведущий может подсказать это.  Прежде всего,  можно подсказать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, например, спросить, какие планы на будущее у «ученика» (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т.п. В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е.А.Климовым, которые позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнений родителей и сверстников, сама престижность выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Само распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «ученик», «родитель» и «профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, т.е. вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные высказывания должны делать только «консультанты».

3. Завершается каждое проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, т.е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и «интуитивными», сколько разумными.

Дальше участники перераспределяют роли и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

 

Вариант игры с микрогруппой в 5-6 человек

(«Защита профессии перед родителями»).

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед родителями»), а может быть органично включена в игру «Профконсультация» по выше обозначенной схеме. В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

1. Сначала игроки также распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).

2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре «семья» (учащийся и его родители) и отдельно «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются ее разногласия между ребенком и его родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше когда родители не просто «возражают» против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом возможны случаи. Когда и среди самих родителей нет общего мнения о том, что делать «ребенку» после окончания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обращать более важное внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.

3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены семьи должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 минут.

4. Далее все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свои точки зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допускать хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, ведущий должен постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведущий не должен брать всей инициативы в свои руки, т.е. не превращаться в единственного (или в «единственно правильного») «профконсультанта».

В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы семьи больше связаны не с разногласиями по поводу выбора профессии, а по поводу совершенно иных проблем (например, проблем «лени» ребенка, его увлечения «курением» или даже «наркотиками»). С одной стороны, дети часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют и эти проблемы нередко представлены в их сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников игры на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблемах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели – помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

5. В конце этой игры также подводятся итоги, т.е. каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется.

 

Вариант игры «Профконсультация» в работе с классом.

Данный вариант позволяет «охватить» гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры «Профконсультации». Однако качество (обстоятельность) таких бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в выше обозначенных вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хотя возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т.п.). Общая схема игры примерно следующая.

  1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды в три человека – особенно когда в классе нечетное количество учеников).
  2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то – «профконсультантом».
  3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся кратко отвечать на них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске:

1) Какую профессию собирается выбрать учащийся?

2) Куда он собирается поступать после школы?

3) Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?

4) Как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение?

5) Есть ли у него резервный вариант выбора.

  1. Было бы лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаге нарисует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы (см. Таблицу).
  2. В течение 7-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу эти вопросы и отвечая на них.

Таблица

 

Пример заполненного бланка для варианта игры «Профконсультации»

в работе с классом.

 

Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии)[1]

Я консультирую (указать, кого именно – Ф.И.О.)

Я – учащийся (указать Ф.И.О.)

Мои оценки ответов учащегося

Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся

Оценки моих собственных ответов

Оценки рекомендаций консультанта

1. Выбираемая профессия

3

5

5

3

2. Дальнейшее обучение после школы

5

5

7

4

3. Кто и что может помешать достижению профессиональных целей

5

6

7

3

4. Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям

2

4

4

4

5. Резервный вариант профессионального выбора

8

8

10

4

 

  1. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консультанту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Например, ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной школе (см. Таблицу). После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.
  2. Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой лучше иметь резервный вариант…
  3. Далее и «консультант» и «учащийся» отдельно оценивают на своих листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу (см. Таблицу).

После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет такой обмен ролями).

Источник: Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с.

 


[1] Участники могут проставлять только номера вопросов, если сами вопросы уже обозначены на доске ведущим.