подать заявку на займ онлайн . Производство газонных смесей - https://mosagrogroup.com. Гарантия.


Оценка готовности к профессиональному выбору

Печать
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору
Данная методика является вариантом известной методики Л.Н.Кабардовой, направленной на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Эту методику могут использовать как профессиональные психологи, так и другие педагоги. Она помогает не только определить, насколько школьник готов к профессиональному самоопределению, но и сформулировать направления для его дальнейшего развития.
Данная методика имеет, на мой взгляд, ценность, прежде всего, рефлексивную. Анализируя результаты по данному опроснику, он может понять, чего ему не хватает для того, чтобы сделать осмысленный профессиональный выбор.
Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.
Проводить методику можно в групповой форме, то есть, на всем классе сразу. Если возникнут некоторые вопросы технического плана, их можно разрешить, обратившись к школьному психологу, но обычно сложностей не возникает.
Бланк методики и инструкция к ней приведены ниже.

Карта самоконтроля готовности
к профессиональному самоопределению
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с вопросами и вариантами ответов на них. В каждом пункте выберите тот, который, по Вашему мнению, наиболее подходит для Вас.
Учащийся _____________ школа ______ класс ____
Жизненный план и профессиональное намерение
1. Я осознаю смысл и цели своей жизни:
1.1 – четко, ясно;
1.2 – нечетко;
1.3 – отсутствует (смысл).
2. Мое отношение к различным видам труда, работы:
2.1 – всегда положительное, хорошее;
2.2 – не всегда положительное;
2.3 – чаще отрицательное.
3. Я считаю, что профессия в жизни человека:
3.1 – может сделать человека счастливым;
3.2 – играет некоторую роль в жизни человека;
3.3 – никакого влияния на жизнь человека не оказывает.
4. На данный момент я выбрал профессию:
4.1 – определенно;
4.2 – неопределенно, нравится несколько профессий;
4.3 – выбор профессии отсутствует.
5. Я знаю, куда поступить после 9-го (11-го) класса:
5.1 – определенно;
5.2 – неопределенно, еще думаю;
5.3 – не знаю.
6. Ваши родители:
6.1 – с выбором профессии согласны;
6.2 – не знаю, разговора с ними по этому вопросу еще не было;
6.3 – с Вашим выбором не согласны.
7. Что побудило Вас избрать именно эту профессию:
7.1 – знание соответствия профессии моим возможностям;
7.2 – интерес к профессии;
7.3 – материальные соображения (деньги и т.д.).
8. Наличие профессионального идеала (человек, на которого в этой профессии я хочу быть похожим):
8.1 – профессиональный идеал определенный (есть такой человек);
8.2 – профессиональный идеал неопределенный (смутный, в основном, на основе телевидения, книг);
8.3 – профессиональный идеал отсутствует.

Знание будущей профессии – информация
1. Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии:
1.1 – точно;
1.2 – приблизительно;
1.3 – отсутствует.
2. Знание содержания труда (предмет, средства труда, трудовые операции, продукция):
2.1 – точное;
2.2 – приблизительное;
2.3 – отсутствует.
3. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии:
3.1 – точное;
3.2 – приблизительное;
3.3 – отсутствует.
4. Знание требований избираемой профессии к человеку:
4.1 – точное;
4.2 – приблизительное;
4.3 – отсутствует.
5. Наличие опыта работы по избираемой профессии:
5.1 – личное участие в трудовой деятельности (помогал специалисту);
5.2 – наблюдение за работой других;
5.3 – отсутствует.
6. Наличие первоначальных профессиональных знаний:
6.1 – имеются;
6.2 – приобретаются;
6.3 – отсутствуют.
7. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой профессии):
7.1 – точно;
7.2 – приблизительно;
7.3 – не знаю.
8. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии):
8.1 – точно;
8.2 – приблизительно;
8.3 – отсутствует.

Знание своих профессиональных возможностей
1. Наличие интереса к будущей профессии:
1.1 – избираемая профессия соответствует профессиональному интересу;
1.2 – не знаю;
1.3 – избираемая профессия не соответствует профессиональному интересу.
2. Наличие способностей к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии):
2.1 – способности имеются;
2.2 – не знаю;
2.3 – способности отсутствуют.
3. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнять эту работу):
3.1 – соответствуют;
3.2 – не знаю;
3.3 – не соответствуют.
4. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии:
4.1 – соответствуют;
4.2 – не знаю;
4.3 – не соответствуют.
5. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии:
5.1 – соответствуют;
5.2 – не знаю;
5.3 – не соответствуют.
6. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии:
6.1 – соответствует (у меня нет болезней, мешающих выполнению этой профессии);
6.2 – не знаю;
6.3 – не соответствует.
7. Характер самооценки (как Вы относитесь к себе):
7.1 – адекватная, нормальная (отношусь к себе так же, как и другие ко относятся ко мне);
7.2 – завышенная или заниженная (оцениваю себя лучше (хуже), чем другие оценивают меня);
7.3 – не знаю.
8. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией:
8.1 – по этим предметам оценки «5» и «4»;
8.2 – по этим предметам оценки «4» и «3»;
8.3 – по этим предметам есть «2».

Обработка
Теперь нужно посчитать сумму баллов. Сделайте это отдельно для каждого блока и – для всей методики – в целом. За каждый 1-й вариант начислите по 3 балла; за каждый 2-й вариант – по 2 балла; за каждый 3-й вариант – по 1 баллу.
В зависимости от количества набранных баллов по всей методике можно определить общий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
24–39 баллов – низкий уровень; учащийся не готов к профессиональному определению.
40–55 баллов – средний; является нормальным для учащихся 8–10-х классов, но для школьников последнего класса он является недостаточным.
56–72 балла – высокий уровень; эти учащиеся готовы к профессиональному самоопределению.
Но, на основе полученных данных можно судить об уровне готовности к профессиональному самоопределению в самом общем смысле. Для того, чтобы можно было обозначить какие-то практические шаги для дальнейшего развития профессионального самосознания, необходимо рассмотреть отдельно результаты по каждому блоку.
8–14 – низкий уровень выраженности данной составляющей профессионального самоопределения.
15–20 – средний уровень выраженности.
21–24 – высокий уровень выраженности.
Если учащийся по данным анкеты набрал мало баллов по первому блоку, это значит, что для него профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль. Тогда необходимо больше поработать над развитием личности учащегося: подключать его разнообразным видам трудовой деятельности (желательно совместно со сверстниками); больше обсуждать с ним его будущее; сократить время пассивного досуга.
Те, кто получили недостаточно баллов по второму блоку, – при достаточной выраженности развития первого и третьего показателей, – мало осведомлены о содержании будущей профессии. Их нужно ближе познакомить с профессиограммой будущей профессии (или с несколькими профессиограммами), рассказать о времени и специфике профессионального роста в данной профессии и, возможно, организовать посещение предприятия или беседу со специалистом. Подобные формы и методы работы позволят повысить уровень осведомленности и, следовательно, общую готовность к профессиональному самоопределению.
Если же школьники набрали недостаточное количество баллов по третьему блоку, следовательно, им нужно повышать уровень самопознания относительно будущей профессии. Для этой цели подходят различные профориентационные анкеты и психологические личностные опросники (см. рекомендуемый список литературы и лекцию 3). Также необходимо подробно изучить профессионально значимые качества для данной профессии. На каждое качество нужно привести пример и предоставить школьнику возможность самому определить, насколько это качество у него проявляется в повседневной жизни и, вообще, была ли возможность у него проявить это качество?
Ясно, что любая анкета, основанная на самооценке, содержит в себе долю субъективизма. Именно поэтому в нашем курсе мы рассматриваем психологические и профориентационные методики не в качестве инструмента «диагноза», а в качестве обратной связи, прежде всего, для самого школьника.
И еще одно назначение методики – оценка эффективности профориентационных занятий для старшеклассников. Если вы собираетесь проводить серию занятий, направленных на развитие профессионального самосознания в 8–11-х классах, то – до самих занятий – рекомендуется провести эту методику. И – второй раз – через неделю после последнего занятия. Тогда вы получите числовые аргументы относительно успешности вашего педагогического труда!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить